Ликвидация ООО: пошаговая инструкция и важные этапы для руководителя
Ликвидации ООО – длительная и сложная процедура, которая производится в добровольном порядке или по решению суда (не зря фирмы представляют как преимущество, когда цены на такие услуги начинаются с 50 000 рублей). В обоих случаях порядок действий одинаковый, за исключением того, что добровольная ликвидация осуществляется на основании протокола общего собрания (решения единственного участника), а для принудительного закрытия основанием служит постановление суда.
Этапы ликвидации
Вообще, существует несколько так называемых способов ликвидации, не не все они могут считаться официальными.
Закрытие компании предполагает совершение следующих мероприятий:
- приятие решения (вступление в силу судебного постановления);
- назначение ликвидационного управляющего;
- уведомление налоговых органов;
- подача объявления в СМИ;
- оповещение кредиторов и должников;
- оповещение работников предприятия о предстоящем расторжении трудовых договоров;
- подготовка к выездной налоговой проверке (требуется только тогда, когда есть вероятность такой проверки);
- формирование промежуточного ликвидационного баланса и подача его в уполномоченный орган;
- возврат кредиторской и дебиторской задолженности;
- составление итогового ликвидационного баланса;
- учет и распределение активов, оставшихся после расчетов с кредиторами;
- государственная регистрация ликвидации.
Рассмотрению каждого из перечисленных этапов посвящены последующие разделы нашей статьи.
Принятие решения
Ликвидация ООО начинается с того, что учредители принимают соответствующее решение и фиксируют его в протоколе общего собрания. Если компанией владеет один субъект, его волеизъявление оформляется в виде решения единственного участника.
Одновременно с этим на предприятии назначается ликвидационный управляющий в единственном лице или ликвидационная комиссия, куда входит директор, главный бухгалтер, юрист, специалист по кризисному управлению и другие квалифицированные работники. Для удобства читателей и комиссию, и управляющего мы назовем «ликвидатор».
С момента документального утверждения ликвидатора в данном статусе, все дела по управлению компанией передаются ему. Он выступает от имени компании в суде, представляет ее интересы перед кредиторами, государственными и частными организациями.
Подача объявления в СМИ
Объявление о ликвидации юридического лица публикуется в «Вестнике государственной регистрации». Разместить эту информацию можно на официальном сайте газеты. Для публикации заявитель должен заполнить бланк-заявку (ее образец можно скачать на сайте газеты), составить сопроводительное письмо, подписанное ликвидатором, предоставить копию решения о ликвидации и выписку из ЕГРЮЛ с информацией о том, что в отношении общества возбуждена процедура банкротства.
Оповещение кредиторов и должников
Несмотря на наличие опубликованного объявления в СМИ, ликвидатор должен направить уведомление о закрытии всем кредиторам и должникам предприятия. В данном документе указываются сроки выдвижения кредиторских претензий и возврата дебиторских долгов По закону, этот срок не должен превышать 60 дней после утверждения решения о ликвидации. Уведомления могут быть направлены любым общепринятым способом, с подтверждением факта получения адресатом.
Уведомление Налоговой службы
Учредители обязаны уведомить Налоговую службу о ликвидации компании в течение 3 дней после принятия решения. Уведомление направляется на специальном бланке по форме Р15001. Оно подписывается председателем ликвидационной комиссии или ликвидационным управляющим. Подпись подлежит обязательному нотариальному заверению. К бланку прилагается копия паспорта заявителя и протокол общего собрания (решение единственного участника).
Через 5 дней после обращения «налоговая» вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что в отношении данного юридического лица инициирована ликвидационная процедура. В качестве подтверждающего документа заявителю выдается соответствующая выписка из реестра.
Уведомление сотрудников
Сотрудники ликвидируемой компании должны быть извещены о предстоящем увольнении не позднее, чем за 60 дней до него. Для этого на имя каждого работника составляется отдельное письмо, в котором работодатель указывает, что расторжение трудовых отношений происходит в виду закрытия компании.
Аналогичное письмо следует подготовить в адрес местного подразделения органа, ведающего вопросами занятости населения.
После расторжения с работниками трудовых отношений компания отчитывается по каждому из них в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования и организации, занимающейся медицинским страхованием и ИФНС.
Подготовка к выездной проверке
Выездная налоговая проверка проводится не всегда. Это право, а не обязанность «налоговиков».
Обычно проверки производятся на предприятиях, имеющих большие задолженности или заключивших незадолго до закрытия крупные сделки. Что касается компаний с нулевым или отрицательным оборотом, то их выездной контроль касается крайне редко. Однако, подготовится в нему нужно в любом случае. Для этого бухгалтерия совместно с ликвидатором «приводит в порядок» отчетность, все финансовые документы и договора.
Составление промежуточного ликвидационного баланса
Промежуточный ликвидационный баланс – это бухгалтерский документ, в котором отражена информация о количестве материальных и нематериальных активов на текущий момент, кредиторских претензиях, дебиторской задолженности. Кроме этого в промежуточном балансе содержатся другие сведения и расчеты, демонстрирующие состояние дел в компании.
Готовый документ утверждается протоколом общего собрания или решением единственного участника. После этого ликвидационный баланс передается в налоговые органы. К нему прилагается уведомление по форме Р15001. Через 5 рабочих дней в ЕГРЮЛ появятся сведения о ликвидационном балансе, после чего заявителю будет выдана соответствующая выписка.
Расчет с кредиторами и должниками
На данном этапе предприятие не только гасит собственные долги, но и принимает меры к возврату дебиторских задолженностей.
В целом же обязательства погашаются в следующем порядке:
- в первую очередь выплачиваются компенсации работникам, получившим увечье в процессе исполнения служебных обязанностей;
- во вторую очередь выплачивается задолженность по заработной плате;
- в третью – налоги и другие обязательные платежи в бюджет;
- на четвертом месте в очереди находятся банки, контрагенты по сделкам и др.
Когда собственных средств предприятия не хватает для погашения долгов, ликвидатор принимает решение о реализации всего имущества с публичных торгов и направлении вырученных средств на выплату обязательств.
Если и в этом случае часть долгов останется «открытой», ликвидатор обращается в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица несостоятельным (банкротом). В нашей статье процедура банкротства рассматриваться не будет.
Формирование итогового ликвидационного баланса и распределение активов
Итоговый баланс составляется после исполнения всех имеющихся обязательств. В нем указывается информация об оставшихся активах и порядке их распределения между учредителями компании.
Как и промежуточный, итоговый баланс утверждается протоколом общего собрания или решением единственного участника. Только после этого производится фактическое распределение оставшегося имущества.
Видео: продажа или ликвидация фирмы
Государственная регистрация ликвидации
Последним этапом является государственная регистрация закрытия. Для этого в местное подразделение ИФНС подается пакет следующих документов:
- заявление Р16001 с нотариально заверенной подписью ликвидатора;
- протокол (решение) об утверждении итогового ликвидационного баланса;
- итоговый ликвидационный баланс;
- бумага, подтверждающая оплату госпошлины.
Документы подаются лично или на официальном сайте ИФНС. Через 5 рабочих дней в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации юридического лица.
Отзывов и комментариев пока нет. Вы можете быть первым.